Новости
Учиться всегда пригодится
Ежегодно в стенах учебно-производственного центра АО «Труд» (УПЦ) проходят обучение более сотни работников АО «Труд». О том, что нового они узнают в ходе учебного процесса, об особенностях работы центра и планах на будущее рассказывает директор УПЦ Анатолий Шевчик.
Учебно-производственный центр образован в 2002 году. Идея его создания в компании возникла не случайно. Собственники и руководители понимали, что происходит значительное снижение уровня профессионального образования, на рынке труда образовался дефицит квалифицированных кадров, нужно было как-то выходить из положения. Изначально центр занимался подготовкой рабочих кадров, в основном для обеспечения потребностей предприятия. Параллельно готовил специалистов для других организаций, по заявкам физических лиц, работал с центрами занятости. У нас была возможность, на этой базе обучая людей, выбирать себе лучших и предлагать их кандидатуры руководителям наших филиалов. В те времена, особенно при строительстве дороги Чита — Хабаровск, обхода Иркутска, мы довольно-таки успешно готовили ежегодно как минимум 200 человек.
В настоящее время мы остановились на 14 специальностях, которые наиболее актуальны для АО «Труд»: машинисты асфальтоукладчика, автогрейдера, водители погрузчиков, дорожные рабочие, битумщики и другие. Этот перечень профессий закрывает наше штатное расписание. В ходе планирования мы не замахивались на что-то несбыточное, а ставили перед собой реальные задачи. Учить по нашим отраслям, по сути, больше некому. У нас множество центров, которые учат на машинистов бульдозеров, экскаваторов. Но у них есть один большой минус: они не имеют производственных объектов. Да, теорию вам расскажут — но расскажут те, кто ни разу в жизни не видел асфальтоукладчика. Это не даст никаких практических навыков. Еще одно наше преимущество в том, что рабочие имеют возможность получить не одну, а несколько смежных специальностей последовательно в течение нескольких лет. К примеру, мы обучаем рабочих и на машинистов бульдозера, и на водителей погрузчиков, на машинистов катка и так далее. Это дает нам возможность закреплять персонал, чтобы он был обеспечен работой в течение всего года. Также на УПЦ возложены функции координации обучения всего персонала компании по пожарно-техническому минимуму, охране труда, промышленной безопасности, оказанию первой медпомощи, повышению квалификации специалистов. Обучаем как своими силами, так и в сотрудничестве с учебными центрами города, области, других регионов.
Последние годы мы более тщательно начали проводить корпоративное обучение. В чем оно заключается? В рамках корпоративного обучения мы повышаем квалификацию специалистов кадровой службы, экономистов, инженеров строительных лабораторий, специалистов по охране труда. Обучение проходит в виде семинаров, конференций, практических занятий. Основа предприятия — люди АО «Труд» — компания, которая отвечает за качество работ. Каким образом можно поднять качество? Допустим, мы закупили технику, освоили новую технологию — а что между ними? Люди. Без компетентных специалистов и техника будет простаивать, и технологию мы не освоим. Это важнейшее звено в работе любого предприятия. К примеру, мы сейчас курируем обучение бригад по укладке асфальтобетона. Бригада из 5 человек, один выпал — и все, в процессе будут недостатки. Чтобы этого избежать, ежегодно собираем представителей бригад всего асфальтоукладчного комплекса, проводим теоретические занятия, на практике показываем, как правильно действовать. Отзывы всегда положительные: рабочие приобретают необходимые навыки, знакомятся друг с другом и потом обмениваются опытом уже самостоятельно. Кроме этого, мы помогаем со специальной литературой, оказываем практическую и методическую помощь, регулярно проверяем компетенцию. Помню случай: в Амурский филиал пришел новичок, оператор плиты. Спрашиваем: «Как регулируете угол наклона плиты?» Отвечает: «А что там регулировать? Два пальца спереди плиты, один сзади». У нас шок был: человек пришел из другой организации, у него совершенно другие понятия рабочего процесса. Он как будто с другой планеты. Начинаем его в хорошем смысле «ломать», потому что в «Труде» так не принято. Кстати, у нас нет текучести кадров среди тех же машинистов асфальтоукладчиков. Дело здесь не только в уровне заработной платы — рабочие видят поддержку и внимание со стороны компании.
Планы на будущее. Что сейчас наиболее актуально для учебно-производственного центра? Во-первых, обучение наших рабочих на рабочем месте в виде наставничества, рабочих инструктажей. Мы видим, что надо постепенно основной упор делать на данный вид обучения. Что-то не успеваем, где-то не можем стабильно рабочий процесс организовать, где-то появляется брак, где-то отстаем от поставленных сроков. Смотрим, что на это влияет. Или дисциплина «хромает», или организация, или рабочих элементарно не научил никто.
Каждый бригадир знает своих рабочих и тот перечень навыков, которыми должен владеть каждый его подопечный. Соответственно, руководителю необходимо оценить каждого рабочего и уже на основании этого, по конкретным недостаткам, делать заявку на обучение. Далее мы разрабатываем программу, проводим с рабочим занятия, прорабатываем практическую часть. Затем уменьшаем контроль, смотрим, как он справляется без нас. Система должна быть четко отлажена. Ручное управление, когда мастер сам за рабочего начинает кидать лопатой асфальт, — это неправильный путь. Уверен, когда система по привитию навыков будет отработана, эффективность рабочего процесса повысится в разы. Меньше брака, сокращение сроков и так далее. Сейчас везде активно внедряется дистанционная система обучения, и наш учебно-производственный центр тоже планирует в будущем выйти на онлайн-обучение. Пока здесь существуют определенные технические сложности, но через год-два, думаю, шагнем вперед и в этом направлении.
Опросы среди сотрудников подразделений АО «Труд» показывают: желание учиться у наших рабочих и специалистов есть. Значит, затраты, которые мы несем на обучение, идут компании только на пользу.